Регионы с наибольшим дефицитом преподавателей иностранных языков

Поделиться статьёй:

Сегодня социально-экономические реалии предъявляют новые требования к преподаванию иностранных языков. С этими требованиями связаны изменения в языковой политике в сфере иноязычного обучения в России. Так, глубокой трансформации подверглись формы и средства обучения иностранным языкам, став более вариативными. Увеличилась доля иностранных языков в системе дополнительного образования, а с 2015 года в российских школах было введено обязательное изучение второго иностранного языка. Однако все эти изменения вошли в дисбаланс с проблемой дефицита квалифицированных педагогических кадров.

Региональный центр лингвистических исследований (РЦЛИ) провел анализ дефицита педагогов в сфере иноязычного обучения в регионах России. Индекс отражает усредненный показатель соотношения педагогических кадров в регионе и числа изучающих иностранные языки.

В ходе анализа были использованы данные, накопленные в рамках программы комплексного изучения специалистами РЦЛИ ситуации в регионах. При составлении списка был использован ряд метрик и показателей. Приведенный анализ получен с опорой на:

— данные о количестве программ подготовки по направлениям «Лингвистика» в рамках системы высшего образования;

— региональные данные об укомплектованности школ учителями-предметниками;

— данные о количестве вакансий в языковых центрах – на основе статистики рекрутинговых бирж, а также сведений специализированного аналитического ресурса SchoolRate;

— данные о количестве занимающихся на курсах английского языка;

Накопленные данные были обработаны и систематизированы специалистами РЦЛИ.

***

Совокупный уровень спроса на преподавателей иностранных языков в регионах Российской федерации – высок. Общее количество изучающих иностранные языки в России, по оценкам РЦЛИ, составляет более 35 млн человек. Подавляющее большинство из них  — школьники и студенты – 22,5 млн. При оптимальном соотношение количества преподавателей иностранных языков и количества слушателей  — 1 к 10-13  — в ряде регионов этот показатель превышен почти в 3 раза. Наиболее остро дефицит преподавателей иностранных языков ощущается в регионах Северного Кавказа, а также в ряде регионов Сибири и Урала. Наиболее остро ситуация обстоит в Кабардино-Балкарии, где на одного преподавателя иностранного языка приходится в среднем 30,3 учащихся. Близкие показатели в Забайкальском крае – 28,7, немногим лучше ситуация в Красноярском крае – 26,6.

По данным рейтингового аналитического ресурса SchoolRate спрос на изучение английского на языковых курсах по итогам 2016 по-прежнему высок, несмотря на экономические трудности.

Среди специалистов предметников сегодня в России наиболее высок спрос на преподавателей немецкого языка – 21, 6 изучающих в среднем по стране приходится на одного такого специалиста. На втором месте – французский язык, 17,7 слушателей на одного преподавателя. Замыкает тройку лидеров английский – 15,5 учащихся, по расчетам РЦЛИ, приходится в среднем по России на одного преподавателя.

«По нашим расчетам английский язык в России сейчас изучают примерно 16 млн человек, включая школьников и студентов. С 2020 года, когда английский язык будет обязательным при сдаче ЕГЭ, можно прогнозировать увеличение числа изучающих как минимум на 20%», — говорит аналитик РЦЛИ Мария Буторина.

Регионы, наиболее остро нуждающихся в преподавателях иностранных языков

Стоит отметить, что по данным исследования РЦЛИ «Самые англоговорящие города России» (http://www.rf-region.ru/projects/3328.htm), ни один из перечисленных выше регионов, не вошел в рейтинг именно из-за крайне низких показателей проникновения английского языка.

Причины кризиса

Среди наиболее острых причин нехватки педагогических кадров в регионах Российской Федерации можно выделить следующие:

— Демографический фактор – всплеск рождаемости в регионах Северного Кавказа привел к увеличению количества школьников, именно эта категория изучающих иностранные языки определяет почти 95% спроса на преподавателей иностранных языков в регионах СКФО. Количества выпускников вузов по специальностям языковой подготовки, по данным РЦЛИ, в СКФО не хватает, дополнительно ситуацию усугубляет тот фактор, что доля молодых учителей иностранных языков, желающих работать по специальности после окончания вузов региона, — низок, практически 0 равна заполняемость вакансий в регионах СКФО специалистами из других регионов.

Иную интерпретацию влияние демографического фактора имеет на ситуацию в регионах центра, Урала и Сибири, где вследствие падения рождаемости, а также высоких показателей урбанизации каждый год происходит ликвидация малокомплектных сельских школ. В среднем в России в год  ликвидируется около 700 таких учебных заведений. Учителя из закрытых школ должны заполнять вакансии в укрупненных школах, продолжающих свою работу. Однако ситуация складывается таким образом, что большинство преподавателей сельских малокомплектных школ составляют пенсионеры, мобильность и желание переезда в другие населенные пункты вслед за работой у этой категории населения, как правило, весьма ограничены.

— Еще один фундаментальный фактор, определяющий дефицит преподавателей иностранных языков — ситуация в сфере образования. Первая и наиболее значимая проблема — так называемые «ножницы в оплате труда». Зарплата школьных учителей, а именно они работают с самым большой группой изучающих иностранные языки – школьниками (15 млн учащихся), привязана к среднему уровню зарплат в регионе. Прямым следствием такой политики является колоссальная разница в оплате труда педагогов в различных регионах. Так, например, самые высокие заработные платы, по данным РЦЛИ, у преподавателей иностранных языков в Москве и Тюмени. Разница в уровне заработных плат между этими регионами и менее «обеспеченными» субъектами РФ может достигать до 500%.

«Проблема также есть на уровне качества преподавательского состава. Так, например, среди преподавателей лингвистических школ и курсов английского языка едва ли наберется 20% специалистов, имеющих квалификацию «педагог», или «методист». В профессию всё чаще приходят люди, образование которых вовсе не связано с педагогикой и лингвистикой», — говорит Анна Старостина, специалист аналитического ресурса SchooRate.

Еще одна проблема, связанная со структурным кризисом системы образования – приток свежих кадров в отрасль. Профильные вузы субъектов Российской Федерации выпускают большое количество педагогов, однако, по данным РЦЛИ, почти 85% выпускников с дипломами преподавателей иностранных языков не идут работать по специальности.

Ваш комментарий:

Отпраляя форму, вы подтверждаете своё согласие с политикой конфиденциальности

Поделиться статьёй: